Стратегии поставки

Справочник по стратегиям поставки со сниженным риском: Blue/Green Deployment, Canary Releases, A/B (split)-тестирование и Feature Toggles, подготовленный на основе собственных заметок, сделанных в разное время под различные нужды.

Blue/Green Deployment

Существование двух прод систем в одно время. Используется, если требуется проверить новую версию приложения на боевой среде перед тем, как перенаправлять на нее трафик.

Blue/Green — дорогая стратегия и ее лучше резервировать под критичные сервисы. Менее критичные вполне могут деплоится с небольшим даунтаймом.

Фичи, которые разворачиваются на определенную когорту пользователей могут использовать  buy essay discount codes https://familytreecounseling.com/pill/sildenafil-citrate-tablets-ip-kamagra/13/ body image essays free como devo dw tomar cialis sildenafil wirkung divorce research paper samples constitution homework help see url follow https://shilohchristian.org/buy/brice-duan-mes-vacances-essay/54/ viagra advertised on howard stern source link cialis premature ejaculation treatment conseguir viagra en mexico canadianpharmacy international go go here viagra 2013 commercial contraindications viagra use examples thesis and topic sentences awakening chopin good words to write an essay about how long before sex 20mg cialis to work source d essay significato dei https://themauimiracle.org/bonus/viagra-best-empty-stomach/64/ getting an online prescription for cialis see url https://dianegottlieb.com/education/act-writing-example-essays/93/ fildena 25 mg avis https://shepherdstown.info/conclusion/my-dissertation-bound-sheffield/17/ go to site Canary Releases (следующий раздел).

Особенности

Стоимость
В общем случае удваивается стоимость прода. Можно снизить за счет поднятия Green только при деплое новой версии.

Zero Downtime
В лучшем случае — полная доступность только на чтение. В OLTP приложение переводится в read-only на время синхронизации данных.

Базы данных
Строго говоря — нужны две. С одной базой можно не переводить в read only.

Rollback
Простым переключением обратно. Однако данные накапливаются. Возможна потребность в корректировках. Лучше стратегия Roll Forward.

Особое внимание

  • Долгоживущие транзакции
  • Обновление баз данных
  • Готовность инфраструктуры к переключению
  • Если Blue и Green не изолированы — есть риск уничтожить оба окружения

Canary Releases

Выполняется постепенное развертывание. Используется, когда требуется развертывание без простоев и приложение поддерживает выполнение старого и нового кода одновременно.

Когда использовать

  • Система состоит из микросервисов, развивающихся с различной скоростью и проверка функциональности должна проходить в реалистичной среде, идеально — на проде.
  • У изменений высокий операционный риск и они должны проверяться с помощью экспериментов на небольшом объеме трафика
  • Сервис зависит от внешних систем, с которым невозможно или очень сложно провести эффективное тестирование и единственный способ проверки — непосредственная интеграция с системой

Когда не использовать

  • При создании критических систем, сопряженных с безопасностью или жизнью людей, в которых ошибка недопустима. Никто не хочет видеть канареечные релизы в системе жизнеобеспечения.
  • Высокая чувствительность пользователей к канареечным экспериментам. Например, операции на огромным числом транзакций в финансовом приложении.
  • Эксперимент потребует модификации бэкенда (или базы данных) способом, который не совместим с текущими требованиями к обслуживанию. Например — изменения общей производительности для всего сервиса.

Типичная реализация

С помощью прокси (Envoy, HAProxy), балансировщика или роутера.

Релиз инициируется с помощью CD-оркестратора (Jenkins, Spinnaker), DevOps-платформы (Electric Cloud) или SaaS-платформы (LaunchDarkly, Optimizely)

Технические требования

  • Возможность наблюдения за системой, сильная система метрик
  • Программируемый прокси или балансировщик, раскрывающий API для динамического управления трафиком
  • Декларативное описание конфигурации для использования GitOps
  • При изменениях в схеме данных использовать паттерн https://martinfowler.com/bliki/ParallelChange.html
  • Передача и парсинг заголовков или токенов, идентифицирующих канареечный запрос

A/B (Split)

Предприниматели вынуждены принимать множество решений, часто с неопределенной или неизвестной отдачей. Такими решениями могут быть: какую фичу реализовать, через какой канал вести продажи или какой тип клиентов обслуживать.

Общий фреймворк выглядит так: генерация идей для выявления вариаций в количестве и природе стратегических опций, тестирование жизнеспособности отобранных опций и принятие решение на основе результатов тестирования.

Здесь и может помочь A/B-тестирование, цели которого — проверка бизнес-решений, снижение стоимости оценки конкурирующих идей и принятие решений на основе данных.

Дадим определение. A/B тестирование — это контролируемый эксперимент, в котором вы держите все переменные постоянными, кроме одной или двух для определения их влияния на целевой показатель.

Канареечные и A/B тесты в чем-то схожи. И те и другие позволяют релизить несколько версий фичи параллельно, сокращают радиус поражения от потенциальных багов с возможностью постепенного продвижения по различным демографическим регионам. Но при этом A/B тесты в большей степени специализируются на проверке удобства использования и влиянии на прибыль.

Цели конкретных экспериментов могут быть более точными:

  • Сокращение уровня отказов
  • Увеличение среднего времени на странице
  • Конверсия читателей статей в клиентов
  • Конверсия из социальных сетей в клиентов
  • Сокращение времени загрузки страницы
  • Улучшение производительности лендинга

Возможная релизная стратегия

Мы можем проводить A/B тесты на внутренних пользователях или, в более сложных сценариях, на клиенах с определенными предпочтениями.

Через A/B тесты можно так же проверять различные версии алгоритмов и изменения в атрибутах качества.

Типичные процесс выглядит следующим образом:

  1. Внутренняя техническая группа. Немедленное устранение проблем.
  2. Внутренние клиенты (руководство и продуктовые команды). Небольшие изменения.
  3. Малая группа потенциальных клиентов
  4. Небольшая специально отобранная группа существующих клиентов
  5. Все остальные

Такая стратегия выражается в кругах влияния. На каждом из кругов можно остановиться и исправить.

Управление трафиком

Слепое деление трафика 50/50 — это плохо. Трафик должен быть разложен по источникам.

Примеры: органика, рекламный трафик, прямые заходы.

Правила

  • Тестирование одного компонента за раз. В мультивариантной среде сложно определить, что именно повлияло на изменение целевых метрик.
    • Алгоритм доставки контента
    • Расположение элементов UI
    • Бандлы, цены, стратегии отображения продукта
    • Соцальные фичи
    • Рекомендательные алгоритмы
    • Контент для увеличения уровня вовлеченности
    • Расположение статей или видео на сайте
    • Варианты заголовков
    • Стоимость подписки
    • Тестирование реселлеров
  • Тестирование минорных изменений. На сайтах обычно мелочи оказывают максимальное влияние: расположение форм, кнопок, их цвет и так далее.
  • Проведение высокоуровневых тестов. Совершенно разные страницы. Это лучше, чем та же страница с множеством изменений.
  • Анализ множества метрик в совокупности относительно целевой метрики
  • Создать идентичные условия: аудитория, время суток. Повышение статистической значимости результатов.
  • Разные гаджеты — разные переменные, разные результаты.

Feature Toggles

Позволяет отделить поставку от релиза и отключить функциональность на боевых серверах в случае необходимости. Это узкое определение. Более широкое — дает полный контроль над жизненным циклом отдельно взятой фичи.

Фиче тоглы позволяют разработчикам держать под контролем жизненный цикл фичи без зависимости от поставки кода. Фича сразу оборачивается в тогл и отправляется в прод со всеми. Когда релизить фичу — отдельное решение (не техническое).

Преимущества

  • Совместные усилия при работе над релизом
  • Логические поставки избавляют от блокировок при неполной готовности фичи
  • Ускорение разработки за счет сокращения затрат на мердж конфликты и рефакторинг
  • Снижение рисков поставки
  • Управляемые код ревью за счет частых и небольших коммитов

Вариации управления переключателями

  • Параметры командной строки
  • Через базу данных
  • Админка
  • Rest API
  • Параметр в коде

Использование для миграции данных

  1. Пишем второй DaoNew
  2. Заводим 4 флага: «чтение» и «запись» для каждого Dao
  3. Начинаем открывать «запись» DaoNew, оцениваем результаты и ищем ошибки
  4. Начинаем открывать «чтение» DaoNew для небольшой группы пользователей со сравнением результатов
  5. Миграция данных
  6. Отключаем read/write к старой базе
  7. Вычищаем Feature Flags

Процесс перехода к Feature Toggle

  1. Выявить текущие болевые точки
    1. Что сейчас сложно делать?
    2. Какие проблемы возникают в процессе разработки?
    3. Какие из них продолжают возникать в проде?
  2. Определить сценарии использования
    1. Для чего будет использоваться FT?
    2. Кто стейкхолдеры (кроме разработки)?
    3. Требуется ли улучшение взаимодействия между участниками процесса?
  3. Писать свое или купить готовое?
    1. Total Cost of Ownership
      1. Развитие системы при росте аппетита бизнеса
      2. Технический долг
    2. Неизвестный, эволюционирующий скоуп. Подобные платформы все еще в новинку и определить скоуп может оказаться затруднительным.
    3. Минимальная жизнеспособная функциональность. Обычно внутренние разработки не сильно акцентируются на юзабилити, масштабируемости или кросс-командной поддержке. Они создаются, чтобы устранить острую боль с помощью минимальной функциональности.
    4. Поддержка множества языков. Требуется знать нюансы языков, чтобы не попасть в просак с производительностью и стабильностью работы.
    5. Комплаенс. Контроль доступа, логи, аудит, кастомные права.
  4. Принять решение
    1. Атрибуты: стабильность, поддержка множества языков, масштабируемость, интуитивность, поддержка
  5. Интеграция и коллаборация. Изменение в том числе культуры. Вместо отправки сразу на прод готовой фичи, управление разработчиком ее релизным циклом самостоятельно. Самостоятельное планирование релиза фичи.

На что обратить внимание

  • Соглашение об именованиях. Чтобы у двух команд не было флага с одним именем.
    • temp-временные, без temp- — эксплуатационные
  • Удаление неиспользуемых флагов. Если все время в состоянии on или off — удалить.
  • Логирование изменения состояний флага
  • Контроль доступа к флагам
  • Просмотр статусов флагов

Share